Андрей Юрич пишет:Ну это можно даже как резюме использовать=)
Ну да, а я просил не
резюме, а
рефлексию. Вещи в каком-то смысле
противоположные. Посему самопохвалы, в основном, читаю вполглаза.
Относя к рефлексии (как выполнению задания) только то, что к ней и относится... Однако, у Миктиана всё-таки рефлексия присутствует. И ещё как. Даже в том, что он отмечает, насколько она трудно ему даётся.
miktian пишет:Я не оказался настолько дальновидным игроком, чтобы заблаговременно осведомиться об основных принципах и приемах ведения данной деловой игры. Сожалею? Нет, нисколько, и даже наоборот
Для начала - отзовусь на проблему, обозначенную в устной, семинарской версии рефлексии Натальей К. Ага, значит, можно поставить перед собой
цель всего лишь
победить по условиям игры, в этом случае, конечно, лучше заранее всё знать, это обеспечивает преимущество перед незнающими, а можно - стремиться
победить какие-то собственные несовершенства, и тогда заведомое знание ничего не меняет,
и даже наоборот.
miktian пишет:«планктон», «предметы интерьера», «овощи» - не знаю, как точно охарактеризовать людей, за все время игры ни обмолвившимися ни словом по делу.
Очень просто охарактеризовать: как
людей (не превозносясь над ними). Просто не понявших игры, не сумевших поставить перед собой какие-нибудь цели, не понявших, что в образовательной деятельности имеет смысл не то, что тебе
дают, а то, что ты сумел
взять...
miktian пишет:Группе практически удалось
Не зря ремарку Андрея Юрича я процитировал с самого начала. Рефлексия в такой констатации ещё не присутствует. Она появляется лишь при соблюдении двух условий: когда ясно,
1) как и
2) за счёт чего появился такой замечательный результат.
miktian пишет:разногласия, поводом для которых в основном, я считаю, послужили достаточно высокие интеллектуальные способности
Если
«вышина» «интеллектуальных способностей» мешает людям слышать и понимать друг друга, то это уже никак не
интеллектуальные способности, а что-то совсем другое.
miktian пишет:подчинить свои амбиции цели
Как вы думаете, для этого нужны интеллектуальные способности?
miktian пишет:основанных не на целях данной игры, а на моих личных интересах
Понимаете ли, у игры не может быть цели.
Игра не может быть субъектом цели. Она не живая, не обладает личностью. Любая цель на игре - чья-то личная. Другое дело, лежит ли она в семантическом пространстве игры или за его пределами. Наверное, в этом проблема, которую вы здесь обсуждаете.
miktian пишет:пришлось «отгрызть» от каждого участника часть личных амбиций и положить их в общую чашу
Вот! Очень ёмкий и точный образ, по-моему. Именно таков
механизм возникновения команды «на пустом месте».
miktian пишет:удалось использовать имеющиеся навыки НЛП, программируя участников на результат
Например? Действительно, интересно.
suvorova пишет:слушать, чтобы слышать. В игре - правило номер один
И не только в игре, Маша. А иначе вообще зачем слушать?
suvorova пишет:Это уже за рамками игры. Тонкое чувствование чужой мысли
<...>
полезность чужих мыслей становится очевидной
Как это
за рамками? Пожалуй, вы ухватили
самую суть игры как коммуникативного феномена.
AlbiNoise пишет:на самом деле, если бы не зачет, вряд ли я стал бы прилюдно обсуждать какие-то свои рефлексии на тему =)
На само деле большинство сдало свои отчёты в бумажном виде, несколько человек отправили по электронной почте. Вы же поступили мудрей: вынесли собственные выводы под «обстрел» тех, кто способен предъявить сильную критику.
AlbiNoise пишет:я знаком с практикой ролевых игр, и игра деловая по принципу проведения и участия, на мой взгляд, не сильно отличается от игр по системе, скажем, "Dungeons & Dragons"
Одно,
не главное, отличие в том, что
ролей, как таковых, на игре не было. Мы все были только теми, кто мы есть по жизни.
Главное же отличие состоит
в целях и, следовательно,
в поводах к рефлексии. Едва ли
Dungeons & Dragons несёт в себе столь же значительный исследовательский и образовательный смысл. И затевается она совсем для другого -
поиграться. Я не прав?
AlbiNoise пишет:не знаю, насколько привлекательно в современном мире инициативы и скорости такая позиция выглядит со стороны
А какая вам разница? Главное, что у вас самоопределение - чёткое и последовательное. Да и, кстати, такая позиция тоже вполне достойна уважения
со стороны. С моей, по крайней мере,
стороны.
AlbiNoise пишет:всегда легче ответить на морально-этический вопрос "мне на это наплевать", чем попытаться согласовать свое поведение с морально-этическими нормами
Разумеется. Всегда говорил и говорю:
пофигизм есть признак слабости. И цинизм тоже.
AlbiNoise пишет:я удивился: как же легко оказалось забыть о своих личных принципах в игровой ситуации
<...>
либо процесс настолько втягивает, что игрок забывает себя,<...> либо вышеозначенная ситуация является брешью в нашем воспитании
Ответ можно прочитать у Апостола Павла:
Нет праведного ни одного (Рим., 3:10). Именно в этом суть: человек слаб, даже самому крепкому трудно устоять перед соблазнами. Потому и рекомендовано Спасителем, во-первых, не судить, и во-вторых, не зацикливаться на сучке в чужом глазу. имея бревно в своём... Вот почему слова об убеждениях, демонстрируемая гордость за свои принципы - сами по себе ничего не значат. А настораживает здесь следующее: коль скоро мы готовы пожертвовать своими принципами в игровой ситуации, где гарантия, что так не будет и в жизни. Очень к месту здесь будет вспомнить сакраментальное
жизнь - игра...
AlbiNoise пишет:гейм-мастер
Мне ближе и понятнее скромное русское
руководитель игры
kirill пишет:метод консенсуса лучше, чем метод большинства
Очень ценный вывод. Большинство вообще редко бывает право. В этом, по-моему, и кроется самая большая уязвимость такой системы общественного устройства, как демократия.
kirill пишет:расширить опыт применения брейнсторминга;
<...>
- использовать другие методы организации групповой работы. Например, с помощью метода «дерево целей»
Вы эти все вещи знали и ранее. Возможно, они были для вас лишь отвлеченным предметом изучения и... зачёта. Иначе вы бы сделали всё это уже на игре. Значит, теперь вы знаете на себе, как это можно применять на практике. Если так,
в этом и состоит смысл рефлексии.
Leila пишет:мне не удалось понять некоторые идеи участников
Что именно не удалось понять? Давайте разбираться.
Смирнова Вероника пишет:Сложнее было выйти из игры в реальный мир
Вот это вы справедливо подметили. На самом деле это очень серьезная проблема на многих играх - проблема
выхода из игры в реальность.
Юлия Башенькина пишет:Что моей группе не удалось, так прийти к одному мнению, что, в принципе, и не удивительно, т.к. мы все совершенно разные
Юля, разница такого рода - не есть оправдание неуспешности командой работы. Эта неуспешность (дискоммуникация) возникает
там и тогда,
где и когда отсутствует
сознательная установка на поиск взаимопонимания и взаимодействия. Ведь сказала же Маша:
suvorova пишет:Два человечка и стрелочка.
AlbiNoise пишет:акцент на "модерации одного из крупнейших православных форумов".
Ну, это не вопрос модерации. О модерации - подробнее на этом же форуме,
вот по этой ссылке.
suvorova пишет:посмотреть бы на другие - получилась бы эмоциональная картина "культурологи после игрища Омелина", как это мы именовали!
Отчего же, даже содержание этой темы - даёт весьма красочную картину.
suvorova пишет:когда отчетность предполагает "отражение" себя на бумаге
В том-то и преимущества письменной культуры.
suvorova пишет:вырисовываешь картинку "я в сравнении". а для игры это:
я в сравнении с другими членами моей группы
я в сравнении с другими членами другой группы
я в сравнении с целой группой
О как!
Еще одна готовая схема для проведения рефлексии. С вашего разрешения, буду использовать, как вариант. Считайте это приглашением участвовать в дальнейших играх. Впрочем, к Альбинойзу, Миктиану, Кириллу, Юле и другим это предложение тоже относится...
По существу же сразу две цитаты-ассоциации.
1. Африканская байка, которую я приводил на семинаре:
я враг моего брата, мы с братом - враги остальной семье, семья - враг другим семьям в деревне, наша деревня - враг соседним...
2. В оппозиции к предыдущему:
Я - это другие. Каждый человек - это все люди. (А Шопенгауэр)
suvorova пишет:miktian пишет:зато честно!
вот что интересно! градус честности)
Да, но тут встаёт вопрос о честности совсем иного рода -
честности мысли. Это как у И. Канта:
имей мужество пользоваться своим умом. Есть честность, как готовность сказать, что думаешь, а не что благоприятно для поучения зачёта. А есть честность - в признании выводов, которые подбрасывает собственное мышление...
Андрей Юрич пишет:а еще самоисследователи будут?
А то! Как видите