Веб-технологии в образовательном процессе
Добавлено: 30 авг 2008, 20:03
Подзаголовок темы: Третий день в МУБиНТе. К рефлексии
Третий день, потому что на 27 августа я именно столько проработал в Вологодском филиале Международного университета бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ, г. Ярославль). Заглавие топика практически тождественно теме летней школы - Совершенствование организации учебного процесса МУБиНТ на основе веб-технологий. А раздел «Игры» выбран потому, что именно с игрой, как я ее понимаю, я там и столкнулся. Даже один день оказался весьма продуктивным (по крайней мере, для меня) на предмет новых мыслей. «Виной» тому - грамотная организация, не позволявшая тратить время попусту, требовавшая каждую минуту использовать либо для слушания, либо для размышления, либо для действия (в т. ч. говорения по делу).
Однако, теперь как раз по делу...
1. А что вообще такое веб-технологии? О чем речь? О собственно движках, базах данных, серверах и т. д., или - о сайтах, блогах, форумах, размещении, обсуждении, генерировании знания? Точнее, в какой области лежит ответ, в инженерно-технической или в социально-гуманитарной? Собственно, для меня это продолжение давней дихотомии смыслов (о которой я писал уже, и не раз): Интернет как технология коммуникационная и/или коммуникативная. Думаю, говорить о чисто технической составляющей просто нет резона. Тут нет проблемы, есть только вопрос выбора наиболее удобного, недорогого и простого в освоении программного и аппаратного обеспечения. Предлагавшиеся и обсуждавшиеся на летней школе технические решения сами по себе не содержат ничего нового, новое - заключается в их интеграции и в технологиях применения в образовательном процессе.
2. Мотивация преподавателей и студентов. Эта проблема была многими названа одной из важнейших. Так и есть. Разумеется, речь не о материальной мотивации, с ней все понятно. Куда сложнее с преодолением социально-психологических препон. С ложными стереотипами, вроде того, что будто бы Интернет-де, это техническая штука, не для «гуманитариев», или что якобы «виртуальное» общение, мол, не заменит «реального» (о последнем стереотипе еще будет сказано ниже)... Если участники образовательного процесса не поймут эффективности, удобства и доступности обсуждаемых инноваций, все разговоры о веб-технологиях останутся разговорами. А чтобы человек что-то понял, ему надо это объяснить... Интересно, что проблема мотивации похожим образом проявляется и для студентов, в их среде (несмотря на, казалось бы, меньшую консервативность) действуют те же стереотипы.
3. Коллективная мыследеятельность в научном творчестве. Обычно каждый преподаватель возделывает собственные грядки, и в методическом плане, и в научном. Мы обсуждаем идеи друг друга разве что на конференциях, не так уж часто и, как правило, совсем не эффективно. Это вполне объяснимо. За пару-тройку дней трудно успеть вдумчиво познакомиться с десятками работ коллег, обсудить и обдумать их, да еще предъявить и собственный доклад на их суд. А веб-технологии, тот же форум или блог, задают иные, более благоприяные пространственно-временные характеристики для решения этой задачи: можно посидеть и подумать, не спешить с ответом и - составить его в домашнем комфорте.
4. «Виртуальности» не существует. Подтверждение этому своему убеждению я так же услышал в летней школе. Оно было высказано коллегой совсем другими словами, но смысл был этот: мы в Интернете таковы же, каковы и в других коммуникативных средах, невиртуальных. Посему, верно, никакой особой «виртуальности» сетевого общения - нет. Следовательно, нет ни отдельных нравственных норм, ни законов, ни правил, ничего, чего бы не было в режиме оффлайн. Общение в Сети - точно такое же общение, как, например, по телефону, или через радио- или телеэфир, или непосредственная беседа лицом к лицу. На него распространяются все нормы и закономерности, характерные и для «невиртуального» взаимодействия. Отличает одного от другого только вполне понятная специфика, но эти отличия не выносят «виртуальное» общение за рамки общения, как такового.
Третий день, потому что на 27 августа я именно столько проработал в Вологодском филиале Международного университета бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ, г. Ярославль). Заглавие топика практически тождественно теме летней школы - Совершенствование организации учебного процесса МУБиНТ на основе веб-технологий. А раздел «Игры» выбран потому, что именно с игрой, как я ее понимаю, я там и столкнулся. Даже один день оказался весьма продуктивным (по крайней мере, для меня) на предмет новых мыслей. «Виной» тому - грамотная организация, не позволявшая тратить время попусту, требовавшая каждую минуту использовать либо для слушания, либо для размышления, либо для действия (в т. ч. говорения по делу).
Однако, теперь как раз по делу...
1. А что вообще такое веб-технологии? О чем речь? О собственно движках, базах данных, серверах и т. д., или - о сайтах, блогах, форумах, размещении, обсуждении, генерировании знания? Точнее, в какой области лежит ответ, в инженерно-технической или в социально-гуманитарной? Собственно, для меня это продолжение давней дихотомии смыслов (о которой я писал уже, и не раз): Интернет как технология коммуникационная и/или коммуникативная. Думаю, говорить о чисто технической составляющей просто нет резона. Тут нет проблемы, есть только вопрос выбора наиболее удобного, недорогого и простого в освоении программного и аппаратного обеспечения. Предлагавшиеся и обсуждавшиеся на летней школе технические решения сами по себе не содержат ничего нового, новое - заключается в их интеграции и в технологиях применения в образовательном процессе.
2. Мотивация преподавателей и студентов. Эта проблема была многими названа одной из важнейших. Так и есть. Разумеется, речь не о материальной мотивации, с ней все понятно. Куда сложнее с преодолением социально-психологических препон. С ложными стереотипами, вроде того, что будто бы Интернет-де, это техническая штука, не для «гуманитариев», или что якобы «виртуальное» общение, мол, не заменит «реального» (о последнем стереотипе еще будет сказано ниже)... Если участники образовательного процесса не поймут эффективности, удобства и доступности обсуждаемых инноваций, все разговоры о веб-технологиях останутся разговорами. А чтобы человек что-то понял, ему надо это объяснить... Интересно, что проблема мотивации похожим образом проявляется и для студентов, в их среде (несмотря на, казалось бы, меньшую консервативность) действуют те же стереотипы.
3. Коллективная мыследеятельность в научном творчестве. Обычно каждый преподаватель возделывает собственные грядки, и в методическом плане, и в научном. Мы обсуждаем идеи друг друга разве что на конференциях, не так уж часто и, как правило, совсем не эффективно. Это вполне объяснимо. За пару-тройку дней трудно успеть вдумчиво познакомиться с десятками работ коллег, обсудить и обдумать их, да еще предъявить и собственный доклад на их суд. А веб-технологии, тот же форум или блог, задают иные, более благоприяные пространственно-временные характеристики для решения этой задачи: можно посидеть и подумать, не спешить с ответом и - составить его в домашнем комфорте.
4. «Виртуальности» не существует. Подтверждение этому своему убеждению я так же услышал в летней школе. Оно было высказано коллегой совсем другими словами, но смысл был этот: мы в Интернете таковы же, каковы и в других коммуникативных средах, невиртуальных. Посему, верно, никакой особой «виртуальности» сетевого общения - нет. Следовательно, нет ни отдельных нравственных норм, ни законов, ни правил, ничего, чего бы не было в режиме оффлайн. Общение в Сети - точно такое же общение, как, например, по телефону, или через радио- или телеэфир, или непосредственная беседа лицом к лицу. На него распространяются все нормы и закономерности, характерные и для «невиртуального» взаимодействия. Отличает одного от другого только вполне понятная специфика, но эти отличия не выносят «виртуальное» общение за рамки общения, как такового.