Профессиограмма современного журналиста
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Сегодня на занятиях по Основам журналистики мы с первокурсниками пытались составить такую профессиограмму: виделить и описать набор качеств, знаний, умений и навыков, которые требуются сегодня от профессионала в области медиакоммуникаций. Обсуждали несколькими группами в режиме мозгового штурма. Кое что интересное обозначили, осталось привести в систему. Надеюсь, в ближайшее время эти наработки появятся и здесь...
Однако, полагаю, тема выходит за рамки просто семинара. Действительно, каков он должен быть - журналист? Чтобы читать (слушать, смотреть) то, что он делает, не стыдно было ни за него и за его информационный продукт, ни за себя, что ты этот продукт потребляешь... Кто что думает по этому поводу?
Однако, полагаю, тема выходит за рамки просто семинара. Действительно, каков он должен быть - журналист? Чтобы читать (слушать, смотреть) то, что он делает, не стыдно было ни за него и за его информационный продукт, ни за себя, что ты этот продукт потребляешь... Кто что думает по этому поводу?
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-
- Эксперт
- Сообщения:134
- Зарегистрирован:26 авг 2008, 21:39
- Откуда:СО "знаменитых вологданьских лесов"...
- Контактная информация:
..!..
...НА первых порах КОМБайном-унивёрсалом!.. А когда-то к закату можно и одну тему рыть глубже...
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: ..!..
Вы говорите о том, что он должен делать, а вопрос был несколько шире - каким он должен быть.В.ПОР.-ОТ. пишет:...НА первых порах КОМБайном-унивёрсалом!.. А когда-то к закату можно и одну тему рыть глубже...
Хотя логика движения от первого ко второму в вашем суждении понятна, в сущности, это и есть развитие (как цель любого становления и образования). Сначала скользить по поверхности, чтобы успеть охватить всего как можно больше, а потом - углубляться во что-то, жертвуя скольжением...
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Re: Профессиограмма современного журналиста
Ну я,конечно не хотела бы повторятся,но раз тут не написано того что было на паре,тогда я напишу!!
Качества,которыми должен обладать современный журналист:
-коммуникабельность,
-ответственность,
-любознательность,
-целеустремленность,
-креативность,
-толерантность,
-компетентность.
Навыки,которыми должен обладать современный журналист:
-коммуникабельность,
-употребление филологических знаний,
-оперативность в поиске информации,
-работа с техникой.
Умения,которыми должен обладать современный журналист:
-уметь хорошо писать,читать,слушать,запоминать,
-уметь находить главное,суть проблемы,
-отстаивать свою точку зрения,
-уметь критиковать самого себя и адекватно реагировать на критику со стороны других людей,
-уметь ставить проблемы,
-уметь общаться с людьми,
-взаимодействоватьь с техникой,
-организовывать своё время,
-работать в коллективе.
Качества,которыми должен обладать современный журналист:
-коммуникабельность,
-ответственность,
-любознательность,
-целеустремленность,
-креативность,
-толерантность,
-компетентность.
Навыки,которыми должен обладать современный журналист:
-коммуникабельность,
-употребление филологических знаний,
-оперативность в поиске информации,
-работа с техникой.
Умения,которыми должен обладать современный журналист:
-уметь хорошо писать,читать,слушать,запоминать,
-уметь находить главное,суть проблемы,
-отстаивать свою точку зрения,
-уметь критиковать самого себя и адекватно реагировать на критику со стороны других людей,
-уметь ставить проблемы,
-уметь общаться с людьми,
-взаимодействоватьь с техникой,
-организовывать своё время,
-работать в коллективе.
-
- Эксперт
- Сообщения:134
- Зарегистрирован:26 авг 2008, 21:39
- Откуда:СО "знаменитых вологданьских лесов"...
- Контактная информация:
..!.. С музыкально-языкрвым слуховымиОттенками...
...МОЖЕТ, холостым?!..
...Вообще, формулировочка
...Кстати, смысл журналиста до того времени, когда принимались уже устои- профессиональные теории - сводился вот к чему: мой дедушка был журналистом: журналы листал...
...Вообще, формулировочка
подразумевает влезать в шаблон, как все едиными... Такого быть-не бывает! всё раз на раз не приходится, всё индивидуально...должен быть
...Кстати, смысл журналиста до того времени, когда принимались уже устои- профессиональные теории - сводился вот к чему: мой дедушка был журналистом: журналы листал...
Последний раз редактировалось В.ПОР.-ОТ. 20 сен 2008, 23:37, всего редактировалось 3 раза.
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: Профессиограмма современного журналиста
Вообще-то, модальность должен означает наличие необходимости, и только. Вам, коллега с филологическим образованием, стыдно этого не знать. Ни о каким единым речи не идет. Иначе говоря, речь о необходимом условии принадлежности к профессии, и только. То есть, по большому счету, не должен он никому ничего, но тогда никто не должен и считать его за журналиста. А сам себя при этом он вправе называть хоть космонавтом, его дело. Только это уже предмет разговора для психиатров.В.ПОР.-ОТ. пишет:...Вообще, формулировочкаподразумевает влезать в шаблон, как все едиными...должен быть
Ничего подобного. Если «журналист» обладает индивидуальной грамотностью, т. е., настаивает на праве писать жы- и шы- в своих материалах - гнать его надо, и именно за профнепригодность.В.ПОР.-ОТ. пишет:Такого быть-не бывает! всё раз на раз не приходится, всё индивидуально...
Это чушь, смысл слова журналист никогда к такому не сводился. Безграмотные просторечные словоупотребления не в счет. Мало ли кто считает себя солистом, поскольку он солит огурцы и капусту, семантика лексемы солист (см. любой словарь литературного языка) от этого не меняется. То же и с журналистом.В.ПОР.-ОТ. пишет:сводился вот к чему: мой дедушка был журналистом: журналы листал...
И правильно, спасибо за эту работу. Только вы забыли еще один компонент: знания. А это едва ли не важнейшая составляющая, потому что без знаний у человека просто перечисленных вами умений и навыков либо просто не будет, либо они ничего не будут значить. Ну, например:Ксения пишет:но раз тут не написано того что было на паре,тогда я напишу!
Как выглядел бы навык коммуниабельности при проведении интервью без понимания предмета разговора? Откуда возьмется навык употребления филологических знаний - без самих этих знаний?Ксения пишет:Навыки <...>
-коммуникабельность,
-употребление филологических знаний
Понятно, что вопросы риторические. И на семинаре, помните, Данил и Егор целую схему нарисовали? Естественные науки, «гуманитарные», плюс совокупность сугубо специальных, плюс знание алгоритмов, т. е., говоря более точно, различных аспектов методологии. Среди общеообразовательных же дисциплин я бы тоже выделил некоторые особо: общую и частную лингвистику, логику, социологию, политологию, теорию коммуникации, психологию, историю литературы.... И наоборот, о таких комплексах наук, как физика, химия, биология... журналисту добротной школьной программы вполне достаточно.
Между прочим, что вы вкладываете в это слово?Ксения пишет:толерантность
И это тоже лучше пояснить.Ксения пишет:креативность
Кстати, я случайно узнал, что на занятиях в понедельник (с Ниной Андреевной) у вас будет, возможно, обсуждаться то же самое. Это результат ошибки в планировании учебной программы на уровне, думаю, университета. Если будет так, то вашему курсу пригодится материал нашего обсуждения (и этой страницы).
Последний раз редактировалось Михаил Омелин 21 сен 2008, 17:21, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Исправление ошибки
Причина: Исправление ошибки
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-
- Эксперт
- Сообщения:134
- Зарегистрирован:26 авг 2008, 21:39
- Откуда:СО "знаменитых вологданьских лесов"...
- Контактная информация:
...ВЗЯТКИ - гладки! в виртуале!..
.
...Кстати, может ли Церковь явиться альтернативой психиатрам?!..
..что он делает, не стыдно было ни за него и за его информационный продукт
- РАЗ не тсыдно, то Ж. должен быть ... бесстыдником!..стыдно не знать...
...Кстати, может ли Церковь явиться альтернативой психиатрам?!..
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: ...ВЗЯТКИ - гладки! в виртуале!..
С какой стати? С каких пор вы для себя самого - идеал журналиста?В.ПОР.-ОТ. пишет:РАЗ не тсыдно, то Ж. должен быть ... бесстыдником!..
Вот еще одна причина мне утверждать, что «виртуала» - не существует.В.ПОР.-ОТ. пишет:ВЗЯТКИ - гладки! в виртуале!..
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-
- Эксперт
- Сообщения:134
- Зарегистрирован:26 авг 2008, 21:39
- Откуда:СО "знаменитых вологданьских лесов"...
- Контактная информация:
..!.. С музыкально-языкрвым слуховымиОттенками...
...ВСЯКИЕ там коллеги с всякими образованиями (коли уж пошла такая пьянка) краткое прил. -должен- относят к смысловому оттенку категоричным обязательствам и т/п...
мой дедушка был журналистом: журналы листал... - условный показатель-отличие отечественного Ж. ХVIIIв. от, скажем, ХХ...
мой дедушка был журналистом: журналы листал... - условный показатель-отличие отечественного Ж. ХVIIIв. от, скажем, ХХ...
- ...Должны ли быть идеалы, когда виртуал запрещаете?!.....для себя самого - идеал журналиста?
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: ..!.. С музыкально-языкрвым слуховымиОттенками...
Ай-ай, как стыдно Черпанул неуместно из английского языка, в русском - прилагательное, конечно. Спасибо, исправил свою ошибку в исходном тексте.В.ПОР.-ОТ. пишет:...ВСЯКИЕ там коллеги с всякими образованиями (коли уж пошла такая пьянка) краткое прил. -должен- относят к смысловому оттенку категоричным обязательствам и т/п...
Еще раз: к журналистике данное определение касательства не имеет. Оно скорее смысловой курьез. Но речь в вашей цитате не о журналистке. Век, в который это сказано, здесь ни при чем.В.ПОР.-ОТ. пишет:мой дедушка был журналистом: журналы листал... - условный показатель-отличие отечественного Ж...
Во-первых, я нигде ничего не запрещал, это вам приснилось. Во-вторых... какая связь?В.ПОР.-ОТ. пишет:Должны ли быть идеалы, когда виртуал запрещаете?!..
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Re: Профессиограмма современного журналиста
Хотелось бы дополнить Ксению.
Качества: чувство долга
Навыки: навык публичного выступления
Знания: точных наук, гуманитарных наук, терминологии, знаковых систем, алгоритмов.
Умения: на основе полученных знаний делать прогнозы, умение не теряться в любой ситуации.
Качества: чувство долга
Навыки: навык публичного выступления
Знания: точных наук, гуманитарных наук, терминологии, знаковых систем, алгоритмов.
Умения: на основе полученных знаний делать прогнозы, умение не теряться в любой ситуации.
-
- Эксперт
- Сообщения:134
- Зарегистрирован:26 авг 2008, 21:39
- Откуда:СО "знаменитых вологданьских лесов"...
- Контактная информация:
..!..
...ХОТЕЛОСЬ бы дополнить В.ПОР.-ОТа: ВИРТУАЛ как синоним ИДЕАЛу...
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: ..!..
Нет, никакой не синоним. Смотрите, коллега: есть в литературном языке прилагательные виртуальный и идеальный, есть существительное идеал. Со своими словарными значениями. Причем, с существительным идеал соотносится только одно из ряда значений соответствующего прилагательного. Другое - от слова, пожалуй, идея - в самом общем философском смысле, антоним материи... Так вот, только второму синонимично прилагательное виртуальный. А значения существительного виртуал, которое укладывалось бы в вашу аналогию, в языке просто не существует.В.ПОР.-ОТ. пишет:ВИРТУАЛ как синоним ИДЕАЛу...
Марина, хорошее у вас получилось не столько дополнение, сколько обобщение. Однако, остается важная и сложная задача: сделать из этого ряда - иерархию, последовательность приоритетов.Марина пишет:Знания: точных наук, гуманитарных наук, терминологии, знаковых систем, алгоритмов
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-
- Читатель
- Сообщения:1
- Зарегистрирован:26 дек 2009, 22:07
Re: Профессиограмма современного журналиста
Так-так... Предвижу разнос в пух и прах)) Но, по-моему, журналист должен быть интересным. Как личность, как автор, как собеседник.
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: Профессиограмма современного журналиста
Зачем же так сразу.Scharfsinn пишет:Предвижу разнос в пух и прах))
Как ни странно, в чём-то соглашусь с этим. В нашей профессии весьма необходимо данное качество. В идеале. Но чаще оно как раз отсутствует. Потому что умение болтать языком о чём попало ещё не означает, что человек - по-настоящему интересен.Scharfsinn пишет:Но, по-моему, журналист должен быть интересным. Как личность, как автор, как собеседник.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Re: Профессиограмма современного журналиста
Даже боязно оставлять свой след в истории этого форума... Заранее предвижу ответ Михаила с цитатой моей фразы. Мол, чего боязно-то, настоящий журналист никого и ничего бояться не должен. И, по сути, это верно. Порой приходится переступать через себя, чтобы заводить разговоры с незнакомцами, с кем-то договариваться, что-то уточнять и т.д. Но, чтобы мои, таким трудом добытые, материалы читали, я для себя выработал на практике пять правил Человека пишущего, описанные на http://spero-vita.blogspot.com/
Может, и звучит как реклама, которой я, регистрируясь, обещал не тревожить умы участников. Но для меня важно, что об этих моих правилах думают как начинающие журналисты, так и мастодонты пера, такие, как Михаил. Буду премного благодарен за советы, пожелания и критику (без перехода на личности).
Может, и звучит как реклама, которой я, регистрируясь, обещал не тревожить умы участников. Но для меня важно, что об этих моих правилах думают как начинающие журналисты, так и мастодонты пера, такие, как Михаил. Буду премного благодарен за советы, пожелания и критику (без перехода на личности).
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: Профессиограмма современного журналиста
??? Я почти не кусаюсь )vob пишет:Даже боязно оставлять свой след в истории этого форума...
Это не мой ответ. Мой ответ будет: бояться имеет смысл: проявить собственную трусость (с), сделать кому-то больно ради собственного самоутверждения, причинить непоправимый вред...vob пишет:Заранее предвижу ответ Михаила с цитатой моей фразы. Мол, чего боязно-то, настоящий журналист никого и ничего бояться не должен.
Ладно, пусть будет, пусть звучит как реклама ). Но давайте продублируем эти пять принципов здесь. Чтобы удобнее было обсуждать. Чтобы каждый раз за цитатами на сайт не лазать.vob пишет:я для себя выработал на практике пять правил Человека пишущего, описанные на http://spero-vita.blogspot.com/
Может, и звучит как реклама
Тем более. Выдвигайте первое ваше правило, и - начнём благословясь.vob пишет:для меня важно, что об этих моих правилах думают как начинающие журналисты, так и мастодонты пера
А это здесь вообще запрещено правилами. И запрет - вполне реальный и действующий, не проформы для...vob пишет:(без перехода на личности).
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Re: Профессиограмма современного журналиста
Ну, начнём, благословясь...
в блоге http://spero-vita.blogspot.com/ конечно, всё это смотрится гораздо привлекательнее. Потратил даже день на то, чтобы украсить всё это карикатурами (я балуюсь на досуге). Но не могу удержаться от искушения пройти суровую школу досконально-скурпулёзной критики уважаемого Михаила. Только шЫбко не критикуйте. Журналист не менее других подвержен комплексам.)
итак:
Интересно. Полезно. Понятно. Актуально. Кратко.
1. Интересно
На первом пункте остановимся более подробно, так как интересно поданный материал – залог его успеха.
Проследим за взглядом рядового читателя, раскрывшего газету. Что бросается ему в глаза в первую очередь?
Фото
Для того, чтобы сопроводить заметку оригинальным снимком порой достаточно просто сделать его под неожиданным ракурсом. Сбоку, снизу, сверху. Подчеркнуть динамику, движение, процесс общения. Пусть даже снимок будет постановочный, типа «а изобразите-ка мне кипучую деятельность», он будет честно следовать теме, не лишён драйва, и читатель останется доволен. Но сфотографировать – ещё полдела. Снимок надо уметь преподнести. Не стоит бояться обтекать текстом, разбавлять коллажом, подключать способности верстальщика, дизайнера, художника. Кстати, если к заметке вообще нет снимка – не беда. Карикатура, диаграмма, таблица в некоторых случаях выглядят даже более убедительней и интересней для читателя. Любая иллюстрация – магнит для его глаз.
Заголовок
Вот где поле для фантазии! И порой для журналиста придумать оригинальный заголовок сложнее, чем написать саму статью. Привлекайте к сочинению окружающих, одна голова хорошо, а десять – лучше. Цитаты из кинофильмов, песен, стихов, переделанные поговорки – в общем, то, что на слуху и что непосредственно относится к теме материала. Хороший снимок и цепляющий душу заголовок – половина успеха статьи.
Подзаголовок
Не обязательное, но желательное, особенно для больших статей, условие. Обычно подзаголовок – это продолжение заголовка. Пример: к заголовку «Государство – это я!» добавим «- считает бюрократ Иван Иваныч».
Обычно заголовок печатается крупным шрифтом в три-четыре слова. Понятно, что в него может не уместиться мысль автора целиком. Для этих целей и существует подзаголовок. Он может раскрыть тему такого заголовка «Уважайте труд работников ЖЭКа!» формулировкой «Хулиганы опять рисуют на заборе дома №3».
Можно при этом добавить интригу с раскрытием темы: «Что написано на заборе?», отсюда подзаголовок: «Работники ЖЭКа устали от хулиганов, рисующих на заборе дома №3».
Для самых смелых, которые делают подзаголовок не продолжением заголовка, а отвлечённой фразой на тему статьи, важно помнить только о том, что существуют рамки. И эти рамки – сама статья, которая не терпит отвлечённые и не имеющие к теме никакого отношения изречения автора. Во всём остальном подзаголовок – это широкое поле для сеятеля.
Лид
Тоже не обязательная, но желательная приправа к столу. Выделяется жирным и отбивается влево или вправо, в зависимости от стиля печатного издания. Пусть его недооценивают многие журналисты, но и гурмана, и просто голодного человека больше заинтересует хорошо сервированный стол, чем стол с одной тарелкой и ложкой. Пусть даже в первом случае они будут кушать изысканное яство, а во втором постную кашу. Лид – это вступление, подготовка малыша к взрослой жизни. Или кувалда для тугоумных читателей. Это цепкие объятья любимой, из которых не вырваться. Схватите читателя за горло, заинтересуйте его, заставьте прочитать до конца всю статью. Здесь – самое интересное из текста. Самый смак.
Можно, конечно, просто дать краткие сведения о том, что будет говориться в статье, по тривиальному принципу «Что? Где? Когда?». Например: 32 апреля в здании Межгалактического совета состоялось совещание крокозябл.
Можно сделать то, за что в подзаголовке мы чуть не получили по рукам. Отвлечься от сказанного, припомнить цитатки знатных авторитетов, подчеркнуть актуальность события, причём даже прямо на него не указывая.
А опытные журналюги иногда наглеют и если позволяет место и редактор, окутывают мысль эпистолярной оболочкой с лирическим оттенком. Правда, они опытные, им простительно, они умеют делать переход от такого Лида к самой статье.
Текст
Это тело материала. И пусть на всей земле не сыскать двух абсолютно идентичных людей, их объёдиняет общее строение. То бишь голова, туловище, руки, ноги.
Ноги. Они кормят не только серых лесных хищников. Используйте их в добыче материала, ведь его никогда не бывает мало. А, добыв его, нам пригодится другой вид конечностей.
Руки. Отсекаем всё не относящееся к теме (можно не выбрасывать, а отложить на сладкое, т.е. для другой темы), прессуем самое интересное и включаем в работу главный сексуальный орган человека (психофизиологи и анатомы меня поймут).
Голову. Есть такой хороший приём – структуризация. Это когда тему разбиваем на подтемы. Например: пишем про шарнирный механизм и разбиваем, следуя логике, текст на абзацы – 1. устройство, 2. принцип работы, 3. предназначение.
И, наконец, в работу вступает туловище, или грубо говоря брюхо. Голод, жажда, влечение, изжога, колики – всё это происходит где-то ниже шеи. То есть эмоции, типа: «Этот механизм – вам не игрушка. Если не испытывать к нему должного уважения, он может вам жестоко отомстить. В самый неподходящий момент он сломается и из-за повреждения такой вот мелкой, незаметной детали вся махина прогресса встанет и вы окажетесь в каменном веке», или «Невозможно себе представить, какой вред наносит человечеству этот обыкновенный шарнирный механизм. Своей подкупной примитивностью он парализует тягу к новаторству и останавливает прогресс».
Конечно, шарнирный механизм ни в чём таком замечен лично мной не был, а использовал я его только как наглядный пример. Во-первых, пример тому, что эмоции можно включить по поводу любой темы, даже самой скучной, и тем самым привлечь интерес читателя. А, во-вторых, это пример тому, что в погоне за интересом аудитории многие журналисты увлекаются и несут откровенную ахинею, раздувая сенсацию из того, где её не должно быть и в помине. Вот так и рождается жёлтая пресса… Заинтересуйтесь сами, но смотрите отстранённо, оценивайте объективно.
О концовке не буду говорить ничего. Просто она должна быть. Если мы начали облекать мысль в форму Первочеловека, не оскопляйте его.
Последние рубежи перед наступлением взяты. Атакуйте!
2. Полезно
Учение – свет, и пусть статья несёт его читателю
Ему уже невыносимо интересно, как устроен шарнирный механизм, который вы описали, опираясь на предыдущий пункт. Не обманывайте его. Только не стоит забывать, что заинтересованы им будут далеко не все. А редактор, указывая на газетную площадь и поминая добрым словом сестру таланта, строго грозит вам пальцем. Не будем сильно вдаваться в подробности. Опишем общие положения и укажем на источник, как мы даём ссылки в Интернете. Кому интересно, тот сам найдёт в библиотеке инструкции по эксплуатации шарнирных механизмов.
3. Понятно
Читателю может быть интереса тема заметки. Сказанное в ней он уже считает для себя чрезвычайно полезным. Но если материал передан непонятным для него языком – с десятком ссылок на законы, цифрами, терминологией, в жанре официоза – вряд ли он дочитает до конца. Для упрощения официоза в самых сложных научных трудах стоит воспользоваться хитрыми приёмами усекновения, таких, как, например, применяются в схеме срочного написания студенческих работ. Одним словом, будьте проще и люди потянутся к вам. Это касается даже специализированных на каких-то темах изданиях. Например, готовя заметку в журнал про автомобили, мы не должны забывать, что он предназначен вовсе не для Шумахеров, знающих толк в езде, Рокфеллеров, знающих толк в дорогих моделях или дяди Эдика из соседнего подъезда, который собирает машины с закрытыми глазами. Этот журнал иногда читают совершенно незнакомые с темой люди: подростки, бабули, африканские папуасы. Не надо обижать постоянных читателей-ассов и разжёвывать материал, достаточно иногда использовать приём наглядности или личного примера хитрого торговца с рынка, у которого мы уже купили совершенно ненужный нам товар.
4. Актуально
Странным было бы писать зимой про летний волейбол, а летом про заливку зимних переправ. Но есть оговорка – существуют темы, которые актуальны всегда. Они у всех на виду и перечислять их нет смысла. Или напомнить? Хорошо… отцы и дети, война, несправедливость мира, стремление к комфорту, здоровье… И мало того, что список почти бесконечен, актуальность вы можете выдавить из темы самостоятельно. Это легко сделать тому, кто имеет опыт в написании студенческих работ. Во введении всегда требуется обосновать актуальность выбранной темы. Но лично я обожаю темы, которые кроме своей неоспоримой актуальности имеют ещё и новизну. Это всегда относится к новостям, но редко к статьям. Поверьте, и читать и писать их очень интересно.
5. Кратко
Что мы имеем? В порядке бреда:
Это интересно
На иллюстрации обрезок снимка шарнирного механизма, пропущенного через Фотошоп, держит в руках нарисованный пьяный механик, который замахивается над шаром планеты, из которого валятся болтики и гайки. Заголовок «Что угрожает человечеству?» усиливает интригу. Подзаголовок «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше» уже не оторвёт от желания прочитать. И лид о том, что мы считали неинтересным, доказывает обратное.
Это полезно
Шарнирный механизм имеет непосредственное отношение к нашей жизни, и читатель должен узнать о нём нечто новое, чтобы эта жизнь стала ещё лучше и комфортнее.
Это понятно
Оказывается, шарнирный механизм, устроен не так уж и сложно. В нём нет ничего сверхъестественного и необъяснимого. Он доступен пониманию каждого.
Это актуально
Мы узнаём, что именно сегодня шарнирный механизм может изменить планету до неузнаваемости. Мы обязаны прочитать!
Остаётся одно но…
Статья настолько огромна, что лучше отложить её напоследок. Для начала прочитаем короткие заметки о выращивании ромашек и мухах-дрозофилах. А в тему шарнирных механизмов надо будет как следует вникнуть… если конечно до неё вообще руки дойдут.
Краткость – это маньяк с секатором. Если вы хотите иметь (в хорошем смысле этого слова) читателя, вам его не избежать. Даже если вы выжали всю «воду» всегда найдётся то, что следует сократить. На это способны далеко не все мастодонты пера. Дам несколько советов.
Во-первых, сокращайте до того, как сели писать. Сразу прикиньте, сколько вам позволено написать, и, сев за компьютер, увеличьте в текстовом редакторе шрифт. Так всегда кажется, что написано больше, чем вы рассчитывали. Как говорят мои умудрённые опытом коллеги: «Лучше исписать полблокнота, а потом из него выжать несколько строк, чем наоборот». Ну, и если это не помогает, зажмурьте глаза, протяните распечатку своей статьи человеку, которому вы доверяете, быстро повернитесь и бегом покиньте помещение. Вы никогда не сможете так сократить, как это сумеет сделать кто-то другой. Пусть маньяк с секатором работает вдали от вас. И пусть читатель будет доволен.
Вот, собственно, и всё. В блоге, http://spero-vita.blogspot.com/ кстати, я ещё одной статейкой разродился. О том, как мною уважаемый Задорнов вводит неологизм "журнашлюшки". Но это уже, как говорится любителями шаблонов, другая история. Жду отзыва о моих 5 правилах. Предупрежу скепсис - они, судя по отзывам читателей нашей газеты на мои заметки и статьи, реально действуют.
С ув., Виталий.
в блоге http://spero-vita.blogspot.com/ конечно, всё это смотрится гораздо привлекательнее. Потратил даже день на то, чтобы украсить всё это карикатурами (я балуюсь на досуге). Но не могу удержаться от искушения пройти суровую школу досконально-скурпулёзной критики уважаемого Михаила. Только шЫбко не критикуйте. Журналист не менее других подвержен комплексам.)
итак:
Интересно. Полезно. Понятно. Актуально. Кратко.
1. Интересно
На первом пункте остановимся более подробно, так как интересно поданный материал – залог его успеха.
Проследим за взглядом рядового читателя, раскрывшего газету. Что бросается ему в глаза в первую очередь?
Фото
Для того, чтобы сопроводить заметку оригинальным снимком порой достаточно просто сделать его под неожиданным ракурсом. Сбоку, снизу, сверху. Подчеркнуть динамику, движение, процесс общения. Пусть даже снимок будет постановочный, типа «а изобразите-ка мне кипучую деятельность», он будет честно следовать теме, не лишён драйва, и читатель останется доволен. Но сфотографировать – ещё полдела. Снимок надо уметь преподнести. Не стоит бояться обтекать текстом, разбавлять коллажом, подключать способности верстальщика, дизайнера, художника. Кстати, если к заметке вообще нет снимка – не беда. Карикатура, диаграмма, таблица в некоторых случаях выглядят даже более убедительней и интересней для читателя. Любая иллюстрация – магнит для его глаз.
Заголовок
Вот где поле для фантазии! И порой для журналиста придумать оригинальный заголовок сложнее, чем написать саму статью. Привлекайте к сочинению окружающих, одна голова хорошо, а десять – лучше. Цитаты из кинофильмов, песен, стихов, переделанные поговорки – в общем, то, что на слуху и что непосредственно относится к теме материала. Хороший снимок и цепляющий душу заголовок – половина успеха статьи.
Подзаголовок
Не обязательное, но желательное, особенно для больших статей, условие. Обычно подзаголовок – это продолжение заголовка. Пример: к заголовку «Государство – это я!» добавим «- считает бюрократ Иван Иваныч».
Обычно заголовок печатается крупным шрифтом в три-четыре слова. Понятно, что в него может не уместиться мысль автора целиком. Для этих целей и существует подзаголовок. Он может раскрыть тему такого заголовка «Уважайте труд работников ЖЭКа!» формулировкой «Хулиганы опять рисуют на заборе дома №3».
Можно при этом добавить интригу с раскрытием темы: «Что написано на заборе?», отсюда подзаголовок: «Работники ЖЭКа устали от хулиганов, рисующих на заборе дома №3».
Для самых смелых, которые делают подзаголовок не продолжением заголовка, а отвлечённой фразой на тему статьи, важно помнить только о том, что существуют рамки. И эти рамки – сама статья, которая не терпит отвлечённые и не имеющие к теме никакого отношения изречения автора. Во всём остальном подзаголовок – это широкое поле для сеятеля.
Лид
Тоже не обязательная, но желательная приправа к столу. Выделяется жирным и отбивается влево или вправо, в зависимости от стиля печатного издания. Пусть его недооценивают многие журналисты, но и гурмана, и просто голодного человека больше заинтересует хорошо сервированный стол, чем стол с одной тарелкой и ложкой. Пусть даже в первом случае они будут кушать изысканное яство, а во втором постную кашу. Лид – это вступление, подготовка малыша к взрослой жизни. Или кувалда для тугоумных читателей. Это цепкие объятья любимой, из которых не вырваться. Схватите читателя за горло, заинтересуйте его, заставьте прочитать до конца всю статью. Здесь – самое интересное из текста. Самый смак.
Можно, конечно, просто дать краткие сведения о том, что будет говориться в статье, по тривиальному принципу «Что? Где? Когда?». Например: 32 апреля в здании Межгалактического совета состоялось совещание крокозябл.
Можно сделать то, за что в подзаголовке мы чуть не получили по рукам. Отвлечься от сказанного, припомнить цитатки знатных авторитетов, подчеркнуть актуальность события, причём даже прямо на него не указывая.
А опытные журналюги иногда наглеют и если позволяет место и редактор, окутывают мысль эпистолярной оболочкой с лирическим оттенком. Правда, они опытные, им простительно, они умеют делать переход от такого Лида к самой статье.
Текст
Это тело материала. И пусть на всей земле не сыскать двух абсолютно идентичных людей, их объёдиняет общее строение. То бишь голова, туловище, руки, ноги.
Ноги. Они кормят не только серых лесных хищников. Используйте их в добыче материала, ведь его никогда не бывает мало. А, добыв его, нам пригодится другой вид конечностей.
Руки. Отсекаем всё не относящееся к теме (можно не выбрасывать, а отложить на сладкое, т.е. для другой темы), прессуем самое интересное и включаем в работу главный сексуальный орган человека (психофизиологи и анатомы меня поймут).
Голову. Есть такой хороший приём – структуризация. Это когда тему разбиваем на подтемы. Например: пишем про шарнирный механизм и разбиваем, следуя логике, текст на абзацы – 1. устройство, 2. принцип работы, 3. предназначение.
И, наконец, в работу вступает туловище, или грубо говоря брюхо. Голод, жажда, влечение, изжога, колики – всё это происходит где-то ниже шеи. То есть эмоции, типа: «Этот механизм – вам не игрушка. Если не испытывать к нему должного уважения, он может вам жестоко отомстить. В самый неподходящий момент он сломается и из-за повреждения такой вот мелкой, незаметной детали вся махина прогресса встанет и вы окажетесь в каменном веке», или «Невозможно себе представить, какой вред наносит человечеству этот обыкновенный шарнирный механизм. Своей подкупной примитивностью он парализует тягу к новаторству и останавливает прогресс».
Конечно, шарнирный механизм ни в чём таком замечен лично мной не был, а использовал я его только как наглядный пример. Во-первых, пример тому, что эмоции можно включить по поводу любой темы, даже самой скучной, и тем самым привлечь интерес читателя. А, во-вторых, это пример тому, что в погоне за интересом аудитории многие журналисты увлекаются и несут откровенную ахинею, раздувая сенсацию из того, где её не должно быть и в помине. Вот так и рождается жёлтая пресса… Заинтересуйтесь сами, но смотрите отстранённо, оценивайте объективно.
О концовке не буду говорить ничего. Просто она должна быть. Если мы начали облекать мысль в форму Первочеловека, не оскопляйте его.
Последние рубежи перед наступлением взяты. Атакуйте!
2. Полезно
Учение – свет, и пусть статья несёт его читателю
Ему уже невыносимо интересно, как устроен шарнирный механизм, который вы описали, опираясь на предыдущий пункт. Не обманывайте его. Только не стоит забывать, что заинтересованы им будут далеко не все. А редактор, указывая на газетную площадь и поминая добрым словом сестру таланта, строго грозит вам пальцем. Не будем сильно вдаваться в подробности. Опишем общие положения и укажем на источник, как мы даём ссылки в Интернете. Кому интересно, тот сам найдёт в библиотеке инструкции по эксплуатации шарнирных механизмов.
3. Понятно
Читателю может быть интереса тема заметки. Сказанное в ней он уже считает для себя чрезвычайно полезным. Но если материал передан непонятным для него языком – с десятком ссылок на законы, цифрами, терминологией, в жанре официоза – вряд ли он дочитает до конца. Для упрощения официоза в самых сложных научных трудах стоит воспользоваться хитрыми приёмами усекновения, таких, как, например, применяются в схеме срочного написания студенческих работ. Одним словом, будьте проще и люди потянутся к вам. Это касается даже специализированных на каких-то темах изданиях. Например, готовя заметку в журнал про автомобили, мы не должны забывать, что он предназначен вовсе не для Шумахеров, знающих толк в езде, Рокфеллеров, знающих толк в дорогих моделях или дяди Эдика из соседнего подъезда, который собирает машины с закрытыми глазами. Этот журнал иногда читают совершенно незнакомые с темой люди: подростки, бабули, африканские папуасы. Не надо обижать постоянных читателей-ассов и разжёвывать материал, достаточно иногда использовать приём наглядности или личного примера хитрого торговца с рынка, у которого мы уже купили совершенно ненужный нам товар.
4. Актуально
Странным было бы писать зимой про летний волейбол, а летом про заливку зимних переправ. Но есть оговорка – существуют темы, которые актуальны всегда. Они у всех на виду и перечислять их нет смысла. Или напомнить? Хорошо… отцы и дети, война, несправедливость мира, стремление к комфорту, здоровье… И мало того, что список почти бесконечен, актуальность вы можете выдавить из темы самостоятельно. Это легко сделать тому, кто имеет опыт в написании студенческих работ. Во введении всегда требуется обосновать актуальность выбранной темы. Но лично я обожаю темы, которые кроме своей неоспоримой актуальности имеют ещё и новизну. Это всегда относится к новостям, но редко к статьям. Поверьте, и читать и писать их очень интересно.
5. Кратко
Что мы имеем? В порядке бреда:
Это интересно
На иллюстрации обрезок снимка шарнирного механизма, пропущенного через Фотошоп, держит в руках нарисованный пьяный механик, который замахивается над шаром планеты, из которого валятся болтики и гайки. Заголовок «Что угрожает человечеству?» усиливает интригу. Подзаголовок «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше» уже не оторвёт от желания прочитать. И лид о том, что мы считали неинтересным, доказывает обратное.
Это полезно
Шарнирный механизм имеет непосредственное отношение к нашей жизни, и читатель должен узнать о нём нечто новое, чтобы эта жизнь стала ещё лучше и комфортнее.
Это понятно
Оказывается, шарнирный механизм, устроен не так уж и сложно. В нём нет ничего сверхъестественного и необъяснимого. Он доступен пониманию каждого.
Это актуально
Мы узнаём, что именно сегодня шарнирный механизм может изменить планету до неузнаваемости. Мы обязаны прочитать!
Остаётся одно но…
Статья настолько огромна, что лучше отложить её напоследок. Для начала прочитаем короткие заметки о выращивании ромашек и мухах-дрозофилах. А в тему шарнирных механизмов надо будет как следует вникнуть… если конечно до неё вообще руки дойдут.
Краткость – это маньяк с секатором. Если вы хотите иметь (в хорошем смысле этого слова) читателя, вам его не избежать. Даже если вы выжали всю «воду» всегда найдётся то, что следует сократить. На это способны далеко не все мастодонты пера. Дам несколько советов.
Во-первых, сокращайте до того, как сели писать. Сразу прикиньте, сколько вам позволено написать, и, сев за компьютер, увеличьте в текстовом редакторе шрифт. Так всегда кажется, что написано больше, чем вы рассчитывали. Как говорят мои умудрённые опытом коллеги: «Лучше исписать полблокнота, а потом из него выжать несколько строк, чем наоборот». Ну, и если это не помогает, зажмурьте глаза, протяните распечатку своей статьи человеку, которому вы доверяете, быстро повернитесь и бегом покиньте помещение. Вы никогда не сможете так сократить, как это сумеет сделать кто-то другой. Пусть маньяк с секатором работает вдали от вас. И пусть читатель будет доволен.
Вот, собственно, и всё. В блоге, http://spero-vita.blogspot.com/ кстати, я ещё одной статейкой разродился. О том, как мною уважаемый Задорнов вводит неологизм "журнашлюшки". Но это уже, как говорится любителями шаблонов, другая история. Жду отзыва о моих 5 правилах. Предупрежу скепсис - они, судя по отзывам читателей нашей газеты на мои заметки и статьи, реально действуют.
С ув., Виталий.
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: Профессиограмма современного журналиста
Спасибо, конечно, на добром слове. Но, по-моему, уважаемый Виталий, вы несколько преувеличиваете строгость моей критики. Ваш текст очень интересен, с удовольствием его прочитал. В представленных рекомендациях есть ясный практический смысл. Правда, как и любые рекомендации, их не стоит слепо принимать на веру, не спросив, почему так. Опасно - есть риск вместе с ценным опытом унаследовать ошибки автора. Собственно, обсуждение и есть средство избежать этого риска.vob пишет:не могу удержаться от искушения пройти суровую школу досконально-скурпулёзной критики уважаемого Михаила.
Да, если читатель готов дать такую оценку материалу - журналист выполнил свою задачу: достучался до него.vob пишет:Интересно. Полезно. Понятно. Актуально. Кратко.
Однако, вот какая мысль мне пришла при взгляде на этот перечень: это должна быть последовательность. Тогда стоит вспомнить Ю. Шерковина и Э. Роджерса, занимавшихся проблематикой диффузии идей, сообщений, инноваций и т. д... Позволю себе предложить иной порядок:
Интересно --> Кратко --> Понятно --> Актуально --> Полезно
Потому что краткость нужна именно для понятности, для чего же ещё. С другой стороны, непонятное - едва ли осознается, как актуальное. А неактуальное - как полезное.Ещё лучше привлекать к сочинению... аудиторию. Но это уже касается только журналистики в Интернете - с его интерактивностью, технологиями форумов, блогов, вики- и прочим Веб 2.0.vob пишет:Привлекайте к сочинению окружающих, одна голова хорошо, а десять – лучше.
Это приём называется аллюзией. Отсыл к уже известному, к представленным в культуре смыслам - как к общим, объединяющим читателя и автора. Да, хорошая вещь.vob пишет:то, что на слуху и что непосредственно относится к теме материала
Вот тут не соглашусь. Бывает. В сущности, избыток материала при дефиците времени может быть так же плох, как его недостаток: надо всё успеть переработать, да и есть риск как раз в обилии материала - упустить нечто принципиально важное... Например, во время работы на радио меня всегда раздражала говорливость иных собеседников. Готовых на трёхминутный сюжет говорить и говорить в микрофон, полчаса и более. Поди выдели потом из этого суть.vob пишет:в добыче материала, ведь его никогда не бывает мало
Актуальность материала не исчерпывается актуальностью выбранной темы.vob пишет:существуют темы, которые актуальны всегда
Совершенно справедливо. Я думаю, одним из необходимых профессиональных качеств журналиста является бестрепетное отношение к собственному тексту. Не как к детищу, а лишь как к продукту труда, созданному с определённой целью. И если величина текста мешает реализации этой цели - резать, и точка. Без всякой там жалости к самому себе.vob пишет:Даже если вы выжали всю «воду» всегда найдётся то, что следует сократить. На это способны далеко не все мастодонты пера.
Задорнов, уважаемый также и мною, вообще обращается с языком, как обезьяна с гранатой. Об этом здесь отдельная тема имеется. Но, вы правы, это другая история.vob пишет:мною уважаемый Задорнов вводит неологизм "журнашлюшки"
Действуют не они сами по себе, а то, как вы сами их применяете в контексте вашего собственного профессионализма в целом. Более того, ваши правила - производное от того самого профессионализма. Выводы из отрефлексированного опыта...vob пишет:они, судя по отзывам читателей нашей газеты на мои заметки и статьи, реально действуют
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Re: Профессиограмма современного журналиста
Может быть не совсем в тему, но как преподаватель в последнее время я испытываю разочарование. А поскольку последние два года я преподаю только на Ожуре...Но тут на сайте АПН обнаружил текст, который говорит, что я не одинок в своем разочаровании, и оно не связано с возможной "провинциальностью" Вологды.
http://www.apn.ru/publications/article22943.htm
"Современная российская молодежь, претендующая на некоторую интеллектуальность (об интеллекте и интеллигентности говорить, увы, не приходится), значительно примитивнее и поверхностнее своих сверстников двадцатилетней давности. Она имеет самые странные, не имеющие ничего общего с реальностью представления о родной стране и ее истории, а главное — откровенно не понимает, что ей со всем этим делать". Как говорится, ни добавить, ни прибавить...
http://www.apn.ru/publications/article22943.htm
"Современная российская молодежь, претендующая на некоторую интеллектуальность (об интеллекте и интеллигентности говорить, увы, не приходится), значительно примитивнее и поверхностнее своих сверстников двадцатилетней давности. Она имеет самые странные, не имеющие ничего общего с реальностью представления о родной стране и ее истории, а главное — откровенно не понимает, что ей со всем этим делать". Как говорится, ни добавить, ни прибавить...
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: Профессиограмма современного журналиста
Да верно вроде бы пишет Яна Амелина ( ) Но как-то уж очень тенденциозно и не очень умно для эксперта. Чего только стоит следующий перл.jura пишет:на сайте АПН обнаружил текст, который говорит, что я не одинок в своем разочаровании
некий пятикурсник в цитате пишет:Быть русским — это ответственность. Выбрав [...] этот путь
Эксперту (какого-то не то фонда, не то центра) стыдно не понимать, что национальная идентичность - слишком сложное явление, чтобы судить о нём так однозначно. Ведь, если не упрощать его до чисто генетических моментов (а такое упрощение непростительно даже студенту, не только эксперту), то тут может быть и выбор. Приобщаться к национальной культуре или нет, где и как жить, даже на каком языке говорить и думать... Получается, что студент понимает больше, чем наш эксперт Яна, которая пытается над ним насмехаться.Яна Амелина в ответ пишет:давно ли люди получили возможности выбирать национальность?
Однако, в целом Яна права. Увы. Причины этих процессов очевидны, они кроются в системе образования. И речь не просто о деградации конкретного поколения (в глобальном, кстати, масштабе), а о глобальном исходе традиционной культуры, изъятии её из «обращения» человеческой цивилизации.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-
- Активный участник
- Сообщения:11
- Зарегистрирован:06 май 2012, 20:30
Re: ..!..
Мне проф. Смрнова Н.Д. говорила, что грамотные журналисты только из филологов, а если специальность "журналистика" заканчивали, то жуть и "набор рвани знаний" из разных областей. Такое ее мнение о журналистике в МГУ. Сама она философ (на мой взгляд, плохой), а муж у нее сам академик Зотов, единственный академик в РАН из философов, есть еще член-кор Касавин.
-
- Администратор
- Сообщения:537
- Зарегистрирован:12 мар 2008, 23:00
- Контактная информация:
Re: ..!..
Ну, ключевое слово здесь - грамотные. Но вся беда в том, что грамотность - хоть и необходимое, но отнюдь не достаточное условие журналистского профессионализма. Лично я же, в бытность практиком, сталкивался с прямо противоположным: журналисты из филологов пишут грамотно, складно (но очень скучно), однако, на этом их достоинства и заканчиваются. И профессионалы из них получаются нечасто.Дроздов Иван пишет:Мне проф. Смрнова Н.Д. говорила, что грамотные журналисты только из филологов, а если специальность "журналистика" заканчивали, то жуть и "набор рвани знаний" из разных областей.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.